Учимся читать
РУССКИЙ АЛФАВИТ
Аа Бб Вв Гг Дд Ее
Ёё Жж Зз Ии Йй Кк
Лл ММ Нн Оо Пп Рр
Сс Тт Уу Фф Хх Цц
Чч Шш Щщ ъ ы ь
Ээ Юю Яя
В алфавите 33 буквы
Гласных – 10
Согласных – 21
Буквы ь и ъ не обозначают звуков – 2
Гласные, обозначающие 1 звук - а о э ы у и
Гласные обозначающие 2 звука - я ё е ю
Согласные Парные Не имеют пары
Звонкие б в г д ж з й л м н р
Глухие п ф к т ш с х ц ч щ
Всегда твердые звуки: ж ш ц
Всегда мягкие звуки: ч щ й
Класс |
Входной контроль (сентябрь) |
I семестр (декабрь) |
II семестр (май) |
1 класс |
- |
- |
30 – 40 слов |
2 класс |
30 – 40 слов |
40 – 50 слов |
50 – 60 слов |
3 класс |
50 – 60 слов |
60 – 70 слов |
70 – 80 слов |
4 класс |
70 – 80 слов |
80 – 90 слов |
90 – 100 слов |
Компьютерный тренажёр
"Проверка скорости чтения"
1 - 4 классы
http://avgustina.moy.su/load/0-0-1-141-20
Рекомендации для родителей по
обучению грамоте
1. Ребенок должен отвечать на вопросы. Ответы нужно выучить наизусть.
Вопрос Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответ: Когда мы произносим гласные звуки, воздух на пути не встречает преграду. А когда мы произносим согласные, то воздух на пути встречает преграды (губы, зубы, язык)
Вопрос: Чем отличаются глухие согласные от звонких?
Ответ: При произношении звонких согласных мы слышим голос, а при произношении глухих, голоса не слышно.
2. Ученик 1 класса должен УМЕТЬ давать характеристику каждому звуку русского языка. Для этого необходимо по мере изучения какого-то звука заучивать с ребенком наизусть его характеристику.
Ниже приводится характеристика каждого звука, т.е. то, что должен говорить ребенок.
А- этот звук гласный. Бывает ударным или безударным. Буква А служит для обозначения твердости согласного звука.
О- этот звук гласный. Бывает ударным или безударным. Буква О служит для обозначения твердости согласного звука.
У- этот звук гласный. Бывает ударным или безударным. Буква У служит для обозначения твердости согласного звука.
Ы- этот звук гласный. Бывает ударным или безударным. Буква Ы служит для обозначения твердости согласного звука.
Э- этот звук гласный. Бывает ударным или безударным. Буква Э служит для обозначения твердости согласного звука.
И- этот звук гласный. Бывает ударным или безударным. Буква И служит для обозначения мягкости согласного звука
М- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий, непарный.
Т- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой, парный.
Н- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий, непарный.
Л- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий, непарный.
С- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой, парный.
Р- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий, непарный.
Ш- этот звук согласный. Бывает только твердым. Этот звук глухой, парный.
К- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой, парный.
П- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой, парный.
Б- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий, парный.
Г- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий, парный.
Д- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий, парный .
З- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий, парный.
Ж- этот звук согласный. Бывает только твердым. Этот звук звонкий, парный.
В- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук звонкий, парный.
Й- этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук звонкий, непарный.
Х- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой, непарный.
Ц- этот звук согласный. Бывает только твердым. Этот звук глухой, непарный.
Ч- этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук глухой, непарный .
Щ-. - этот звук согласный. Бывает только мягким. Этот звук глухой, непарный.
Ф- этот звук согласный. Бывает и твердым, и мягким. Этот звук глухой, парный.
Я- эта буква обозначает два звука Й и А, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук А и обозначает мягкость
согласного звука
Е- эта буква обозначает два звука Й и Э, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук Э и обозначает мягкость
согласного звука
Ё- эта буква обозначает два звука Й и О, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук О и обозначает мягкость
согласного звука
Ю- эта буква обозначает два звука Й и У, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук У и обозначает мягкость
согласного звука
Таким образом в русском языке 10 гласных букв, но 6 звуков.
Ь и Ъ - это только буквы, звуков они не обозначают.
Ь- буква, которая служит для обозначения мягкости согласного звука или для разделения согласного и гласного звуков
Ъ- служит только для разделения согласного и гласного звуков.
3. Ребенок, зная характеристику каждого звука должен уметь делать звукo - буквенный анализ слова. Т.е. уметь выделять каждый звук в слове, находить ударный и безударный гласный звук ( ударный - гласный на который падает ударение, безударный- это остальные гласные в слове ,на которые не падает ударение. Обычно безударные гласные в слове слышатся не четко – СН(Е-И)ГА , Д(А-О)МА)
ПРИМЕР звуко - буквенного анализа слова:
ФИЛИН - ребенок должен говорить так:
В слове ФИЛИН 2 слога, ФИ-ЛИН. Первый слог ударный.
Первый звук ФЬ- мягкий согласный, глухой, парный, обозначается 2 чертами.
Второй звук И- он гласный, ударный( кружочек)
3-й звук Ль- мягкий согласный, звонкий, непарный (2 черты).
4-й звук И- гласный безударный (кружочек).
Последний звук Н- твердый согласный , звонкий, непарный (1 черта) Итог- в слове ФИЛИН 3 согласных, 2 гласных звука.
4. Ребенок должен ежедневно читать 2-3 раза в день небольшими порциями( по 10-15 мин). Детям , которые читают хорошо можно увеличить время чтения. Обязательно ребенок должен пересказать прочитанное. Если ребенок затрудняется пересказывать, то он должен пересказывать по предложениям: прочитал одно предложение - пересказал, прочитал- пересказал. Затем постепенно порция прочитанного увеличивается: прочитал абзац - пересказал.
5. Ребенок должен уметь строить содержательные предложения. Т.е. подбирать прилагательные. Для этого полезно составлять в день
хотя бы по 1 предложению на любую тему и «Одевать» это предложение.
Например: Ребенок составил предложение: Мама пошла в магазин. А теперь наводящими вопросами попробуйте добавить к каждому слову пояснения «одеваем предложение»: Когда мама пошла в магазин? В
какой магазин? Как пошла? Должно получиться предложение типа: Вчера вечером мама нехотя пошла в продуктовый магазин.
Так « одеть» можно любое простейшее предложение. Ежедневное «одевание» хотя бы одного предложения поможет быстро развить речь Вашего ребенка.
Так же полезна игра в прилагательные. Вы придумываете для ребенка существительные, а он должен как можно больше подобрать к ним прилагательных.
6. При овладении письмом.
Ребенок должен уметь правильно писать буквы, не выходя за строчку. Отличать заглавную букву (большая) от строчной (маленькая).
Ребенок должен правильно соединять буквы
Если последующая буква начинается писаться сверху, значит соединяем верхним соединением.
Если последующая буква начинается снизу, то соединяем нижним соединением
Ребенок должен уметь списывать с печатного текста. Для это в домашние тетради учитель указывает страницу Букваря и объект,
который нужно списать дома.
Ребенок должен уметь писать письменным шрифтом под диктовку простые слова и слоги.
Необходимость и правильность домашнего
чтения
Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: "Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут.Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает некоторый объём и после этого получит кратковременный отдых.
Если смог ответить на все вопросы - МОЛОДЕЦ!
Весёлые
звуки
Какая буква сбежала?
Тренируемся:
Читай и играй